Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
12 septembre 2008

Л.Армстронг за «Астану» не станет выступать, но

Л.Армстронг за «Астану» не станет выступать, но зачем теперь этот клуб сдался Казахстану?!

     Недавно мир болельшиков профессионального велоспорта оказался взбудоражен известием о том, что-де Лэнс Армстронг, легендарный семикратный победитель «Тур-де-Франс», самой престижной велогонки международного масштаба, может вернуться с отставки с тем, чтобы на следующий год вступить в борьбу за невероятный восьмой титул на этой престижнейшей велогонке международного масштаба. Для любителей этого вида спорта в нашей стране дополнительная интрига в данном случае заключалась в том, что американец в случае своего возвращения предположительно якобы должен был выступить в составе спонсируемой Казахстаном команды «Астана».

     Если бы такие предположения оправдались, это, наверное, обеспечило бы пробуждение большого интереса к ней со стороны общественности по обе стороны Атлантики – в Европе и Америке. Но выступивший с разъяснениями менеджер команды «Астана» Йохан Брюнеель развеял слухи вышеописанного порядка. Он в частности, как это следует из публикации «No Tour of duty for Lance», появившейся в издании «7 DAYS» из Объединенных Арабских Эмиратов, сказал: «Я не знаю, откуда берутся эти разговоры. Может быть, потому что Лэнс недавно финишировал вторым в 160-километровой горной велогонке. Он тренировался и он в хорошей форме».

     Армстронг является настоящей легендой спорта. Он рекордное количество раз, а именно семь раз подряд в 1999-2005 годах выигрывал титул победителя «Тур-де-Франс». Но после этого отошел от большого велоспорта. В прошлом месяце, участвуя в горной велогонке «Лидвилль Трейл 100» в Колорадо Армстронг пришел вторым. По ее завершению он сказал: «Впервые за три года я семь часов занимался велосипедной ездой». 

     Как бы то ни было, разговоры, предполагавшие возможность его возвращения в большой велоспорт и участия в следующем году в составе «Астаны» в очередной гонке «Тур-де-Франс» не оправдались. И все же надо сказать вот о чем. Предположения, что Л.Армстронг, вздумай он вернуться в большой велоспорт, остановил бы выбор в качестве команды, за которую ему захотелось бы в таком случае выступать, на «Астане», в общем-то, не лишены основания. Ведь ее нынешний менеджер, бельгиец Йохан Брюнеель и есть как раз тот человек, который в качестве тренера приводил американца Лэнса Армстронга к семи подряд победам на «Тур де Франс». Если бы тот вдруг решил вернуться к активным выступлениям на велогонках, было бы, наверное, естественным ожидать, что он вновь обратится к услугам своего прежнего наставника, который теперь возглавляет целую команду профессиональных велогонщиков.

     Называется она, как известно, «Астана», которая появилась в мире большого велоспорта совсем недавно. Побудительным мотивом для поддержки ее создания и выступления в качестве ее спонсора явилась выдвигавшаяся лет пять назад Александром Винокуровым, самым знаменитым на тот момент казахстанским велогонщиком, идея о том, что было бы неплохо нашей стране иметь свою команду для участия в престижнейших международных турах. Правда, реализовано было такое предложение не тогда, когда оно впервые высказывалось, а несколькими годами позже. Так появилась «Астана». И существует уже два с лишним года. За этот срок она пережила массу перипетий. Сравнительно недавно ее в качестве менеджера возглавил бельгиец Й.Брюнеель.

     Между тем те расчеты, которые сопутствовали принятию Казахстаном решения о создании такой команды, явно не оправдались. И теперь уже не совсем понятно, для чего наше государство продолжает поддерживать этот спортивный проект. Идея А.Винокурова была очень хорошая. Но с ее реализацией то ли несколько запоздали, то ли что-то не так сделали.

     Велогонки очень популярны в регионах европейской культуры - Западной Европе, Северной и Южной Америке. Казахстану именно там, по обеим сторонам Атлантики, больше всего и было бы нужно укрепление своего престижа. Ведь именно европейская и американская политика и общественное мнение имеют решающее влияние на формирование международного образ Казахстана.

     Скажем, чего стоит один только образ Бората, вымышленного казахского журналиста, который был изобретен на этой стороне Атлантики, в Великобритании, растиражирован и популяризован на той ее стороне, в США, посредством создания и раскручивания соответствующего фильма. Результат реализации этого проекта нанес международному имиджу Казахстана и его граждан, пожалуй, наибольший пока что урон. Борат стал нарицательным именем, как бы символизирующим собой в глазах западной общественности образ гражданина нашей страны. Вовсе неспроста, к примеру, Рафал Ладыш из «Bleacher Report», говоря о перспективах не без успеха выступающего в НХЛ казахстанского хоккеиста Николая Антропова, приходит – «Five NHL Players That Fly Solo for Their Country» - к такому заключению: «Если он сумеет выстроить свой карьерный год, Борат не сможет остаться единственным понятием, по которому известен Казахстан». На Западе сложилось стереотипное понятие о Борате как о наиболее известном в мире образе, с которым ассоциируется представление о Казахстан. Поэтому не удивительно то, что в дни проведения недавней Олимпиады в Пекине публикации зарубежной прессы, касающиеся, так или иначе, Казахстана, пестрели сравнениями с образом Бората или ссылками на него. Особенно в этом смысле отличились именно опять-таки европейские и американские периодические издания.

     Так вот, велогонки - наиболее популярны среди тех самых европейцев и американцев. Если бы казахстанские велогонщики или, скажем, целая команда, символизирующая Казахстан, стала бы добиваться все новых и новых впечатляющих достижений в них, это, надо полагать, сказалось бы весьма благотворно на имидже нашей страны и нашего государства в Европе и Америке.

     А «Тур де Франс» - самый престижный турнир. Победи на этих соревнованиях представитель далекой, глубоко континентальной центрально-азиатской страны – это произвело бы на чрезвычайно консервативную в своих представлениях о мире развивающихся стран западную публику несылханное впечатление. И оно, в свою очередь, открыло бы путь максимально широкому признанию достоинства народа Казахстана общественным мнением Запада. Даже своим третьим местом на «Тур де Франс» в 2003 году А.Винокуров побудил на уровне рядовых граждан на Западе значительный интерес к своей далекой азиатской стране.

     Сам А.Винокуров, похоже, куда лучше, чем все те должностные лица, которые привыкли бросать миллионы и миллионы долларов на множество шумных и разорительных, но абсолютно бесполезных мероприятий по популяризации сегодняшнего Казахстана, понял, сколь неоценимую услугу он может оказать своей стране, если добьется победы на этих самых престижных велосоревнованиях. Судя по его интервью, опубликованным в казахстанских СМИ, он обращался к самому прежнему премьер-министру Д.Ахметову с предложением создать отдельную велокоманду, которая могла был представлять страну на «Тур де Франс». Но глава правительства РК, как свидетельствует А.Винокуров, отвечал примерно так: сперва ты выиграй «Тур де Франс», потом мы ее создадим.

     Да, по сути дела, такую команду, если ее все-таки формировать, надо было, видимо, создать сразу после завоевания А.Винокуровым третьего места на этой многодневке. Тогда уже в 2004 году он мог бы иметь все условия для завоевания главного приза на «Тур де Франс». Но этого не было сделано. И А.Винокуров, которому пошел четвертый десяток, еще пару лет – в 2004 и 2005 годах – был вынужден оставаться в немецкой команде «T-Mobile» (прежний «Telekom») и помогать ее лидеру Я.Ульриху одерживать победы.

     В 2006-м отдельная велокоманда «Астана», представляющая Казахстан, была создана. Предполагалось, что она станет фаворитом очередной гонки «Тур де Франс». Но за считанные дни до ее начала было объявлено решение его организаторов не допустить к участию в соревнованиях как этой новой команды, так и ее лидера А.Винокурова. Толчком к этому послужила публикация в испанской прессе материалов, связывающих прежний, обнакротившийся испанский клуб знаменитого казахстанского гонщика с допинг-скандалом. Конкретно А.Винокурова тогда обвинения не касались. Он пострадал, так сказать, опосредованно.

     Уже осенью 2006 года А.Винокуров вместе с «Астаной» одержал победу в испанской «Вуэльте». Это была первая его победа на самых крупных в мире велосоревнованиях. Впереди у него была другая цель: победить на «Тур де Франс» в 2007 году. Не получилось, хотя накануне соревнований и в течение первых дней велогонки почти все считали его фаворитом. За пять дней до ее завершения произошла дисквалификация А.Винокурова. Она обернулась снятием с гонки всей его команды «Астана». То есть в итоге ее первое участие в «Тур де Франс» завершилось безрезультатно. Позже был дисквалифицирован еще и А.Кашечкин, другой известный казахстанский велогонщик.

      После ухода этой пары отечественных велосипедных знаменитостей, чьи успехи и пожелания и подтолкнули Казахстан к созданию «Астаны», компромисс между клубом и боссами международного велоспорта, казалось бы, был достигнут. Одним из показателей этого представлялось возвращение в «Астану» самого Й.Брюнееля, ранее ушедшего в отставку с поста ее наставника, уже качестве менеджера.

     Некоторое объяснение такой ситуации в свое время вроде бы дал А.Винокуров, который объявил о своем уходе из велоспорта. Он в декабре прошлого года, отвечая на вопросы - «Vinokourov slams European pro scene» - выходящей во Франции спортивной газеты «L'Equipe», поведал, что одним из условий для получения новой «Астаной», руководимой Йоханом Брюнеелем, статуса «ПроТура», было исключение самого Александра из структуры клуба.

     «Это было основное требование, поставленное перед Брюнеелем для получения лицензии», - говорил А.Винокуров. Установив связи, утверждается в названной публикации, «с казахскими спонсорами, А.Винокуров лично помог создать команду из пепла «Либерти Сегурос» в 2006 году. Действительно, ведь именно стоял у истоков создания «Астаны». Команда была создана для него, а так же для А.Кашечкина и ряда других признанных казахстанских велогонщиков. Создана для них и под них. Сейчас же от нее осталось, пожалуй, лишь имя, так как там теперь в качестве лидеров, на успехи которых должна работать вся остальная команда, выступают западно-европейские гонщики. Заговорили еще об американце Л.Армстронге. Но эти разговоры не оправдались.

     Все это так. Но только остается непонятным одно: зачем теперь Казахстану этот дорогостоящий проект в Европе, если из него оказались выведены те наши соотечественники, благодаря успехам которых и ради которых, в первую очередь, он ыбл затеян?!

     «Астана» проиграла, а выиграл опять Борат.

Сабыржан ЕСТЕКБАЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité