Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
24 septembre 2008

КОМАНДА ПРЕМЬЕРА РФ В.ПУТИНА ИДЕТ ПО СТОПАМ

КОМАНДА ПРЕМЬЕРА РФ В.ПУТИНА ИДЕТ ПО СТОПАМ КОМАНДЫ, ЧЬЕ СОЗДАНИЕ БЫЛО ИНИЦИИРОВАНО ЭКС-ПРЕМЬЕРОМ РК Д.АХМЕТОВЫМ

     «Астана», созданная, надо полагать, прежде всего, для блистания на «Тур-де-Франс» и заявившая впервые о себе в начале 2006 года, за три тура под таким названием в течение лета 2006, 2007 и 2008 годов так и ни разу имела возможности проявить себя как следует. В первый и третий раз ее попросту не допустили там до участия в соревнованиях. А во второй раз, прошлым летом, команда уже в ходе тура досрочно снялась с дальнейшей гонки после того, как ее тогдашний лидер А.Винокуров оказался обвинен в использовании допинга и дисквалифицирован. 

    Таким образом, с «Тур-де-Франс» «Астане» пока не везет. Зато на испанской «Вуэльте» ее гонщики уже дважды одержали победу. В 2006 году там победителем в индивидуальной гонке стал А.Винокуров. А нынче, в 2008-м, - «Астана» одержал верх и в личном, и командном зачете. Успех А.Винокурова двухлетней давности повторил нынешний ее лидер Альберто Контадор.

     А между тем Россия запускает аналогичный проект. Мы говорим об аналогичности постольку, поскольку именно так это российское начинание воспринимается сейчас в кругах, близких к европейскому велоспорту. Вот что в этой связи в своей статье «Katioucha sort l'artillerie» пишет французский журналист Антуан Риш: «Объявление о команде было сделано в прошлом июле месяце на фоне «Тру-де-Франс». Тогда не преминули делать сравнение с «Астаной», и оно опрадывается по некоторым вопросам. Как «Астана», название «Катюша» не предприятие, уменьшительное от имени Катерина в руском языке. Это также прозвище ракетной устновки времен второй мировой войны. За именем имеются спонсоры. Если такие спонсоры «Астаны» остаются туманными, те, кто спонсирует «Катюшу», хорошо известны. Есть, прежде всего, «Газпром», энергетический гигант, занимающий 3-место в мире по биржевой капитализации, и удерживаемый по большей части российским государством. Предприятие уже инвестировало в спорт через футбол с клубами «Шальке» (Германия) и Санкт-Петербург. Последний выиграл Кубок УЕФА в прошлом году, и по этому поводу ходили разговоры о стимулировании».

     Далее Антуан Риш в своей публикации называет еще одного гиганта российского энергетического бизнеса. Это - «Итера». Эта компания, по его словам, была вовлечена в скандал с «Газпромом». За то она хорошо известна в велоспорте, так как она спонсировала одну команду в 2001-2002 годах насчитывала в своем активе Брутта и Карпеца. Команда Тинкова является, говорит Антуан Риш, ее отдаленной наследницей. Последний член спонсорского партнерства в данном случае, «Росстехнологии», определенно менее известен. Цель этой структуры – «продвигать развитие, производство и экспорт продуктов высокой технологии как военных, так и гражданских». А.Риш указывает на то, что этот национальный институт был создан менее года назад, и ее дирекция была произведена Владимиром Путиным.

     Говоря об обстоятельствах появления на свет этой новой команды в большом велоспорте, французское издание «Freesport» отмечает«Katioucha : la petite reine de Poutine» - следующее: «В России вновь и вновь подтверждается аксиома: чего захочет Владимир Путин, того Владимир Путин получает. В то время, когда прежний президент и нынешний премьер высказал идею – три года тому назад – создать великую российскую команду по велоспорту для блистания на дорогах Франции, Италии и Испании, все его друзья тут же принялись за дело. А друзья у Владимира Путина – это магнаты крупных энергетических компаний, готовые выложить на стол сногсшибательные суммы, чтобы навлечь на себя милости своего шефа. Потом Путину ничего другого, кроме как забавляться, не остается».

     Тут, получается, тоже есть место для сравнивания «Катюши» с «Астаной». А.Винокуров после того, как он на проходившей в 2003 году велогонке «Тур-де-Франс» занял третье место, по его же словам в прессе, высказывал тогдашнему премьер-министру РК и, по совместительству, президенту Федерации велоспорта республики Д.Ахметову идею создания такой команды по велоспорту, которая представляла бы Казахстан. Она и появилась со временем. Сейчас, как утверждал после недавней победы «Астаны» на «Вуэльте» ее менеджер Й.Брюнеель, ее поддерживает сам президент РК Н.Назарбаев.

     Российский же ее аналог, появление которого, как утверждают на Западе, на свет была обусловлена соответствующей инициативой действующего главы правительства РФ В.Путина, только начинает своей путь. Но уже сейчас с точки зрения финансов, команда представляется весьма солидной. Объявлен ее бюджет в размере 15 млн. евро. Еще 15 млн. Пойдут на развитие велоспорта в России. Такой параллельной составной у казахстанского прецедента проекта «Катюша», кажется, не было.

     Как бы то ни было, сейчас в рядах «Астаны» собственно казахстанских велогонщиков, после дисквалификации А.Винокурова и А.Кашечкина, раз-два и обчелся. После победы на «Вуэльте» менеджер «Астаны» публично, с перечислением по именам поблагодарил своих спортсменов, участвовавших в этой гонке. В их числе, насколько мы поняли, только двое могут оказаться нашими соотечественниками. Это – Андрей и Асан. Но нынешний лидер «Астаны» - это испанцев А.Контадор. Команда была создана с расчетом на лидерство вначале А.Винокурова, а в дальнейшем – А.Кашечкина. Прошло два года с лишним, а команда уже работает, в личном плане, на победы и славу западноевропейских велогонщиков-лидеров. Так сложились или были сформированы обстоятельства.

     Тот же А.Винокуров еще в прошлом декабре сказал, что перед «Астаной», когда к ее руководству пришел Йохан Брюнеель, поставили условием исключение самого Александра из структуры команды в обмен на получение статуса «ПроТура». То есть казахстанская команда, в которой лидером был бы хорошо известный в мире велоспорта казахстанский же спортсмен, - это как бы было неприемлемо для кое-кого во влиятельных кругах велоспорта в Западной Европе.

     Не повторится ли такая же история с «Катюшой»? Или, образно говоря, не наступят ли россияне со своим аналогичным проектом на те же грабли? Исключать такой вариант, видимо, не стоит. Потому что там, куда приходят такие проекты с Востока, их не особенно жалуют. И тому имеется свое объяснение.

     «Это – проект наемников», - так оценил при разговоре с представителем издания «Freesport» эту российскую инициативу один французский спортивный директор. Нет долгосрочной стратегии, они, мол, хотят рекрутировать гонщиков, которые могут тут же выиграть и которые не является безразличными к чекам с внушительными суммами. Это вроде бы напоминает историю с «Астаной».

     «Тень допинга – организованного или нет – витает», - утверждает «Freesport». Как видите,  то, что скандал с «Астаной» мог оказаться быть подстроенным, не отрицается.

     То есть миру профессионального велоспорта в Европе с его долгой историей, по-видимому, не нравятся такие команды пришельцы с Востока, за которыми стоят не коммерческие предприятия, а государства с их идеологическими задачами. Они влияют на атмосферу традиционных больших велотуров Европы. С ними командам, формируемым по  давно принятым правилам, тягаться оказывается порой сложно. Прежде всего, потому, что отдельные предприятия, стоящие за ними, все равно слабее целых государств, создающих команды типа «Астана» или «Катюша».

     Слабее хотя бы по финансовым возможностям. Общий годовой бюджет для «Катюши», к примеру, определен в размере 30 млн. евро, из этой суммы, по меньшей мере, половина должна будет достаться самой команде непосредственно. Это, отмечает на Западе, больше, чем у «Астаны», являющейся чемпионом мира 2008 года по этой части. Нынешний ее бюджет составляет 14 млн. евро. У великой команды «Дискавери Ченнел» времен завершающей победы ее тогдашнего лидера, американца Лэнса Армстронга на «Тру-де-Франс», а именно в 2005 году бюджетный показатель определялся 12 млн.

     Европейским поборникам собственных традиций в велоспорте такие проекты, как «Астана» и «Катюша», не по душе, надо полагать, постольку, поскольку в их основе не столько спортивные и предпринимательские, а государственно-политические интересы.

Сабыржан ЕСТЕКБАЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité